Зима в этом году пришла в наши края как никогда рано, а февральские метели завывают чуть не с ноября! О сложных погодных условиях автомобилистов предупреждают синоптики, но всё равно и снег, и заморозки — это всегда сюрприз. Современные автомобили — сложные технические изделия, поэтому состояние аккумулятора — важнейший параметр.
Всовременном автомобиле километры проводов, множество реле и масса потребителей энергии, а также автомобильный компьютер, который управляет практически всеми процессами в двигателе и трансмиссии. Именно поэтому так важно, чтобы аккумулятор был всегда исправен. Перед наступлением холодов и в процессе зимней эксплуатации неплохо было бы проверять состояние аккумуляторной батареи на регулярной основе.
Но иногда все наши старания по реанимации аккумулятора не приводят к желаемому результату. Тогда на помощь нам придёт процедура КТЦ, что в переводе на нормальный язык обозначает не что иное, как контрольно-тренировочный цикл: чередование заряда и разряда в заданной последовательности. В принципе, современные зарядные устройства так и работают, но руками как-то надёжнее!
КАК ОБСЛУЖИВАТЬ АККУМУЛЯТОР
Визуальный осмотр. Проверяем крепление батареи в месте её установки под капотом. Не должно быть отвалившихся болтов и гаек — исключительно жёсткое крепление в отведённых местах, иначе вибрация сведёт на нет все ваши усилия по профилактике электрооборудования.
Клеммы должны быть чистыми и без следов окисления. Старая байка о смазывании литолом — чушь: он агрессивен.
Выводы батареи смазывать только нейтральной смазкой. Технические вазелины широко представлены в торговых сетях и на заправках.
Сами клеммы должны быть затянуты, чтобы не было потери тока.
Поверхность батареи должна быть сухой и чистой. Если есть потёки электролита — выясняем причину. Если нарушена целостность самой батареи — меняем её.
Проверяем плотность электролита. Это делается ареометром. В полностью заряженном аккумуляторе этот показатель — 1,27 г/см3. Если меньше — заряжаем.
Заряжать батарею нужно малым током, не более 1 А. Все автоматические зарядные устройства именно такой ток и дают. Нужно учесть, что ток импульсный, поэтому не пугайтесь, если зарядка вдруг перестала работать.
Если после длительной зарядки батарея не достигла нужных нам параметров (напряжение — не менее 13,2 В без нагрузки, плотность электролита — 1,27 г/см3), принимаем экстренные меры.
В принципе, можно доливать электролит нормальной плотности в батарею, но этот способ требует знаний и навыков.
Тут потребуется проветриваемое помещение и желательно вытяжка. Сам автомобилист должен надеть резиновые фартук и перчатки, очки. Также нужна проточная вода.
Все эти усилия могут увенчаться успехом — плотность в норме, напряжение батареи без нагрузки — не менее 13,2 В. Доливаем в каждую банку дистиллированную воду до меток — и в путь.
Приступаем к КТЦ
В принципе, сохранить батарею в рабочем состоянии до наступления холодов несложно. Для этого нужно соблюдать несколько простых правил.
И последнее. Содержим батарею в чистоте: именно из-за грязи происходит саморазряд. Величина его мизерна, но можно столкнуться с этой проблемой по возвращении, например, из отпуска.
Для профилактики батареи водитель должен купить всего две вещи:
✔ самый простой вольтметр (стоимость — от 300 руб.);
✔ нагрузочную вилку (стоимость от 700 руб.).